Хорей
В творчестве древнегреческих поэтов различали сдвоенные, или долгие, и краткие слоги. На основе одного из стихотворных стилей создавались стихи, где сдвоенный (долгий) слог предшествовал краткому. Этот стиль получил название хорей, что переводится с греческого языка как «плясовой». Весьма точный перевод – под такие стихи, положенные на музыку, можно было танцевать.
Этот стиль уверенно прошёл через Средние века и Новое время. В русскую литературу хорей пришёл ещё в конце18 столетия. Как раз в это время баснописец И.А. Крылов начал возрождать классическую русскую поэзию, и пришло время для появления новых стихотворных стилей и размеров. Среди них хорей занял почётное место. Отличительная черта этого двусложного стиля – первый слог ударный, а второй безударный.
Если присмотреться к творчеству Пушкина, то можно заметить, что многие стихи были написаны на основе хорея. Особенно это типично для стихотворений, созданных по мотивам русских народных песен, например «Зимний вечер».
В творчестве М.Ю. Лермонтова хорей – частый гость. Есть одно существенное отличие – пушкинские стихи создавались на основе четырёхстопного варианта хорея, Лермонтов предпочитал использовать пятистопный вариант этого размера. Именно пятистопный вариант хорея стал классическим для русской литературы. Эта мода прижилась в середине 19 столетия и не устарела до сих пор.
Немало стихотворений на основе хорея создал знаменитый русский поэт Ф.И. Тютчев. Его поэзия отличалась лёгкостью, и даже «воздушностью». Подобный стиль типичен для элегии – такие стихотворения как будто плавают в воздухе, превращаясь в миражи.
Стихотворения на основе хорея отличались напевностью. Многие такие стихи стали русскими народными песнями. Можно с уверенностью сказать, что хорей – песенный стихотворный стиль.