Хокку
Сначала в японской поэзии сочиняли пятистрочные стихотворения, танка. Позже поэты подметили, что в пятистишиях первые три строки сцеплены с двумя последними. И в один прекрасный день две последние строки были убраны – кто-то из поэтов решил, что от такого излишества лучше отказаться.
Так появились трёхстишия, хокку. Эти небольшие стихотворения стали весьма демократичным видом поэзии в буквальном смысле слова – ибо такие стихи мог сочинить практически кто угодно.
Классическая схема хокку в слогах:
5
7
5
Например:
Сливы аромат!
От лачужки нищего
Глаз не отвести.
Трёхстрочные стихи сочиняли многие японские поэты. Среди них есть четыре легендарных имени: Мацуо Басё, Ёса Бусон, Кобаяси Исса и Масаока Сики. Каждый из этих великих поэтов – очередная веха в истории хокку.
Басё существенно изменил стиль трёхстиший, добавив в них лирику и философию. Как и многие поэты, Мацуо взял себе псевдоним. Всё началось с того, что возле скромного дома-хижины поэт посадил банановое дерево. По-японски банан – басё. Отсюда и псевдоним.
Бусон возродил стиль своего великого предшественника, а также создал более лирическую поэзию, где на первом месте стоят переживания человека.
Исса шёл иным путём – в его творчестве много личных впечатлений, детской непринуждённости, а также обращений к природе.
Масаока Сики прославился как сочинением хокку, так и деятельностью критика. По мнению Сики, нужно не обожествлять Басё, а обновлять поэзию. Масаока создал поэтическое общество, кое и в наши дни остаётся законодателем моды в японской поэзии.
В 20 столетии, благодаря талантливым переводчикам, русский читатель познакомился с трёхстишиями. Это были своеобразные стихи – простые и в то же время весьма глубокие. Поэт сделал несколько лёгких мазков – а уж читатель будет додумывать остальное.
Во 2 томе романа Б. Акунина (Г.Ш. Чхартишвили) «Алмазная Колесница» хокку появляется в конце каждой главы.