Дактиль
Древние греки создали различные стихотворные размеры. Один из них – дактиль, в переводе с греческого «палец». В первоначальном виде это был четырёхсложный стихотворный стиль, причём первый и второй слоги были ударными и сливались в один долгий слог, а третий и четвёртый были короткими (безударными). Изначальный вариант дактиля устарел после Средневековья, и вместо него появился современный, трёхсложный вариант. В Российской Империи четырёхсложный дактиль так и не прижился – трёхсложный вариант был намного удобнее.
Малоизвестный русский поэт второй половины 18 столетия А. Сумароков стал законодателем моды на дактиль. Стихи на основе дактиля писал последний одописец – Г.Р. Державин, позже за дело взялись Пушкин, Лермонтов, знаток античной Греции Н. Щербина, поэт-лирик А.А. Фет (Шеншин)…
В русской книжной поэзии дактиль утвердился как один из самых используемых трёхсложных стихотворных стилей (наряду с амфибрахием). Популярность этого размера неудивительна: благодаря тому, что первый слог ударный, а два других безударны, получается весьма интересная картина, похожая на спуск с горы. Спускаться всегда легче, чем подниматься – а потому стихи на основе дактиля мог написать любой хороший поэт.
Дактиль бодро путешествовал через всё 19 столетие, причём мода не устаревала. И столь же бодрым шагом этот стихотворный размер пришёл в 20 столетие, и попал в творчество И. Северянина и других поэтов. Во время путешествия дактилю пришлось побывать в руках поэтов, любящих эксперименты, и стихотворный размер менял свою стопность – превращался в четырёх-, пяти- и даже шестистопный размер.
Полезно отметить исторический факт. В 1920-е годы, когда рождался СССР, появилась интересная версия, согласно коей ритмичность дактиля сравнивали с ритмичностью ударов молота.