Стихотворные миниатюры
Первоначально этот жанр был связан с надгробными эпитафиями, что неудивительно: кончина близкого человека вряд ли способствует творчеству. Да и не стоит создавать поэму – достаточно написать несколько строк, и дело сделано.
В европейской поэзии миниатюра была весьма редким поэтическим жанром. В русской поэзии время от времени создавались небольшие стихи, состоящие из четырёх строчек. Эти четырёхстишия время от времени сочинял Пушкин. Иногда и другие русские поэты создавали стихи в этом стиле.
Из советских поэтов и поэтесс наиболее часто четырёхстишия встречаются в творчестве Ахматовой – она была мастером поэтических миниатюр. Время от времени поэтические миниатюры-четырёхстишия сочиняют и в наши дни.
Стихи с четырьмя строчками часто встречаются в творчестве великого арабского поэта Омара Хайяма. Однако есть и другие варианты стихотворных миниатюр.
Поэтические миниатюры – визитная карточка японской поэзии. Первоначально поэты сочиняли пятистишия, такие стихи назывались танка. Однажды стихотворец Мацуо Басё решил, что пятистишия – излишество, и стоит малость сократить стихотворение. Сначала разделили танка на две части – двустишие, так называемые сцепленные строки, и трёхстишие, или хокку.
Именно Басё стал «папашей» поэзии хокку (кстати, Басё – литературный псевдоним поэта, в переводе означает «банановое дерево»; псевдоним был взят после того, как Мацуо посадил возле своей хижины банан). У поэта было много учеников, а также были продолжатели – Ёса Бусон, Кобаяси Исса, Масаока Сики.