Рондо
В Средние века, примерно в 13 – 14 столетиях, в лирической европейской литературе господствовали различные стихотворные размеры. Один из них – рондо.
Что же это за стиль? Это своеобразный вариант французской плясовой песни. Различают одиночное рондо, а также его двойную и четверную разновидности. Первоначально стихотворение на основе этого стиля было восьмистрочным. В стихотворении было две рифмы, строки повторялись в своеобразном ритме.
Чуть позже стихотворение на основе одиночной разновидности рондо писали иначе – вместо прежних восьми строк их стало тринадцать (так называемая «чёртова дюжина»). Количество рифм осталось неизменным. Интересный факт: одну из рифм называли мужской, другую – женской.
Также французские поэты-лирики создавали грандиозные стихотворения, в основе коих была сложная форма рондо. В этой грандиозной пьесе были по-прежнему две рифмы. Зато число строф этой грандиозной поэмы было неограниченным, и у каждой из строф было одно и то же количество строк.
Зародившись в 13 веке, стихотворения на основе рондо создавались и в Новое время – в 17 и 18 веках. Создатели этих стихов – французские поэты средневековья и Нового времени. В 17 и 18 столетиях стихотворения искусно подделывали под старинный стиль стихосложения.
А как же русская поэзия? Ответим на этот вопрос. Так уж получилось, что такой стихотворный размер, как рондо, отлично подходит для французской поэтической культуры, но не смотрится в русской поэзии. Причина проста – этот стиль был немодным в России. Лишь в 20 столетии, в Серебряный век литературы (эпоха Первой Мировой войны, Февральской и Октябрьской революций, Гражданской войны) рондо наконец-то появилось в творчестве русских поэтов. Стихи на основе этого стиля создали такие известные поэты, как И. Северянин, В.Я. Брюсов.