Амфибрахий
Разновидности размера амфибрахий
Известно несколько разновидностей трёхсложных стихотворений. Один из этих размеров получил название амфибрахий. В переводе с греческого языка это значит «окружённый с обеих сторон», то есть между двумя безударными слогами расположен ударный.
Интересный факт: амфибрахий бывает не только трёхсложным. В древности поэты предпочитали четырёхсложную форму амфибрахия, этот литературный размер отличался длинным (сдвоенным) ударным слогом. В таких случаях говорили даже о брахихорее – потому что в таком стихотворении короткий слог предшествует долгому. Интересно, что словесное ударение в античном амфибрахии могло попасть на любой из четырёх слогов.
История размера амфибрахий
В поэтической литературе как Западной Европы, так и России, использовался современный, трёхсложный амфибрахий, отличающийся от античного лишь тем, что ударный слог стал кратким. Стихотворения, написанные трёхсложным амфибрахием, стали популярны уже во времена Пушкина.
В конце 19 – начале 20 столетия моду задавали такие поэты-символисты, как К.Д. Бальмонт и А.А. Блок, амфибрахий был типичной конструкцией их стихов. Большинство стихов В.В. Маяковского тоже написаны амфибрахием, и, как у Блока, внутри стиха есть паузы. Разница в том, что благодаря этим паузам стихи Маяковского отличаются большой звучностью.
Использование амфибрахия
В русской поэзии использовался как классический вариант амфибрахия, так и его античный вариант, а также пяти- и шестистопный варианты. Трёхсложный амфибрахий отлично подходил для написания поэм – длинных стихотворений. С его помощью создавали поэмы такие поэты, как Н.А. Некрасов и Н.С. Тихонов.
Четырёхсложный амфибрахий используется для создания небольших по размеру поэм. Пяти- и шестисложный варианты используются для создания неторопливых, «тягучих» стихотворений.