Белый стих
Белый стих был типичен для творчества античных поэтов – для них рифма была чем-то необязательным. Позже белый стих постепенно стал отличительной чертой национальных поэзий, где рифма была не столь важна, как размер стиха. Поэтому стихотворение могло быть написано на основе белого трёхстопного стиля – например, белого дактиля, амфибрахия, анапеста. Вполне годились и белые двухстопные стили вроде белого ямба и хорея.
Если в народной поэзии белый стих был популярен, то в книжном варианте поэзии рифмованные строки предпочитали нерифмованным. В первую очередь это можно сказать о русской поэзии – авторы стихов считали, что рифма для стихотворения столь же важна. как размер. Однако ближе к концу 18 столетия ситуация начала постепенно меняться.
И первой ласточкой стал не кто иной, как В. Тредьяковский, автор неуклюжих, тяжеловесных стихов. Именно этот поэт стал законодателем моды на белый стих. Тредьяковский утверждал, что ритм и размер стихотворения – это главное, а рифма – это нечто второстепенное. Иначе говоря, побоку рифму.
Так появились первые русские стихи и переводы, написанные белым стилем. Шло время, настало 19 столетие, и великий поэт В.А. Жуковский расширил границы использования белого стиха – белым мог быть не только античный размер, но и более классический, как ямб или хорей. Расширенную моду подхватили и другие поэты, например А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов.
Усилия поэтов дали плоды: белый стих перестал быть экзотикой в русской поэтической литературе. Среди популярных нерифмованных стихотворений наиболее типичными были стихи на основе четырёх- и пятистопного ямба, а также четырёхстопного хорея. В 20 столетии стихотворения без рифмы встречались не столь часто – разве что у Э.Г. Багрицкого. Также в одном из романов И.А. Ильфа и Е.П. Петрова упоминается персонаж, говоривший в момент стресса пятистопным ямбом.