Пятисложник

Другие категории

Не всегда стихотворные размеры приходили в русскую поэзию с Запада. Некоторые стили стихосложения исконно русские. Один из таких стилей – пятисложник. На основе такого размера создавались народные русские стихотворения. А если говорить о тех русских стихотворных размерах, кои не попали в список классических, то в этой неклассике пятисложник один из самых старых стилей. Отличительная черта этого стиля – два ударения: главное, на третьем слоге, и второстепенное – на первом или пятом слоге.

В славянской поэзии стихи поначалу создавались на основе десятисложного размера. При желании такой стиль можно трактовать как сдвоенный пятисложник. Постепенно слегка громоздкий десятисложный стихотворный размер уменьшился до более удобного пятисложного стиля. Именно на основе пятисложника создавались русские народные песни.

Из народной песни пятисложник перебрался в книжную литературу. Стихотворный размер стал коронным в творчестве поэта А.В. Кольцова, благодаря чему и был назван «кольцовским». Однако не только Кольцов создавал стихи на основе народного пятисложного размера – этим баловались и другие поэты, например И.С. Никитин и А.К. Толстой.

В 19 столетии пятисложник был нерифмованным, то есть белым стихом. В таком стиле создавались стихи как в народной, так и в книжной литературе. Когда же пришло 20 столетие, в стихотворениях на основе пятисложника появилась рифма. Рифмованный стихотворный пятисложник пригодился К.Д. Бальмонту для литературного эксперимента.

«Кольцовский» стиль стихосложения в 20 веке отходил от русского фольклора. Этот размер не очень часто встречался в творчестве советских поэтов. Стоит отметить, что известный бард А.А. Галич (Гинзбург) создал несколько песен на основе пятисложного размера.

Пятисложник примеры

на нашем сайте