Сонет
В число так называемых твёрдых стихотворных форм входит сонет. Классическое стихотворение этого стиля отличается рядом нюансов. Во-первых, число строк равно четырнадцати. Во-вторых, сонет составлен из четырёх небольших стихотворений, в двух из них три строки, в двух других – четыре. В четырёхстишиях рифмуются две строки, а в трёхстишиях могут рифмоваться как две строки из трёх, так и все три.
Родина сонета – средневековая Италия. Впервые стихотворения на основе этого стиля были созданы в 13 веке. Самый интересный сочинитель сонетов – Ф. Петрарка, его творчество серьёзно влияло на развитие лирической литературы в Европе.
Итальянскую разновидность сонета легко узнать. Сначала – два мини-стихотворения, в каждом из них по четыре строки, стиль рифмования – перекрёстный. Затем – два мини-стихотворения, в каждом из них по три строки, рифмуются первая и третья строки, или же рифмования нет.
Французский сонет по форме аналогичен итальянскому, но отличается стилем рифмования. В двух четырёхстрочных стихотворениях используется опоясывающий стиль рифмования. В двух трёхстрочных стихах рифмуются первая и вторая строки. Возможен и такой вариант, когда во втором трёхстрочнике рифмуются первая и третья строки.
И, конечно же, в этом славном семействе есть и знаменитый «шекспировский сонет», известный русскому читателю в переводе С.Я. Маршака. Отличительная особенность – три четырёхстишия с перекрёстным рифмованием и мини-стих из двух строк, так называемый ключ к сонету.
В одной из пьес Мольера вокруг сонета закручена серьёзная интрига. Главный герой не желает лицемерить и без обиняков заявляет автору сонета, что сие творение попросту ужасно, и вообще лучше не создавать таких вещей. Разозлённый автор впоследствии отомстил герою, оклеветав его.