Анапест
Слово анапест – греческое, переводится как «противоположный дактилю». То есть этот трёхсложный литературный размер – зеркальный вариант дактиля: если во втором случае первый слог ударный, а второй и третий безударны, то в случае анапеста всё наоборот. Когда последний из трёх слогов ударный, создаётся такое впечатление. как будто человек поднимается в гору.
Классический трёхсложный анапест моложе амфибрахия. Во времена Пушкина стихи нечасто писали анапестом – этот стихотворный размер был непривычным и весьма непростым. Поначалу и сам Король-тигр русских поэтов не жаловал анапест, и неудивительно – проще идти по прямой дороге или спускаться, нежели подниматься в гору. Но годы усердного труда не прошли даром – к тридцати годам А.С. Пушкин наконец-то познал своеобразие анапеста и начал использовать его наравне с другими классическими стихотворными размерами. Пушкин – истинный универсал в поэзии, и никому не удалось превзойти его.
А.А. Фет (Шеншин) прославился как поэт-лирик, и у него есть стихотворения, построенные на анапесте. Именно в таких стихах чувствуется лирика во всей красе. Мелодия этих стихов нетороплива.
Совсем другой случай – стихи Н.А. Некрасова. Если поэт и строил стихотворение на анапесте, то получалась отнюдь не лирика. Напротив, в таких стихах можно услышать нарастающее негодование, сама манера стиха напоминает речь профессионального оратора.
В конце 19 – начале 20 столетия одним из ведущих русских поэтов стал А.А. Блок. Этот мастер лирики создал много стихов, в основе коих – анапест. Эти стихи отчасти напоминают лирику Фета – с той самой неспешной чарующей мелодией, «берущей за душу».
А как же советские поэты? В их стихах анапест нечасто встретишь – и неудивительно, учитывая сложность построения стиха на основе такого размера. Разве что А.Т. Твардовский мог без проблем писать стихи анапестом.