Верлибр
Что получится, если из стихотворения выбросить не только рифму, но и ритмичность строк, а также забыть о классических стихотворных стилях? Получится особенный стиль, известный под французским словом верлибр. Если это слово перевести на русский язык, то получится выражение «свободный стих».
Молод или нет верлибр? Скорее всего, возраст этого стиля почтенный. Ещё во времена античности создавались исторические песни, а также национальные эпосы – а эти стихотворения были написаны именно вольным стилем. Получалось нечто среднее между поэзией и прозой: формально поэзия не выродилась, но при этом у стихов не было никаких рамок. Получались эпические поэмы, в коих чувствовался эффект голема – громадного каменного великана.
Шло время, и постепенно верлибр стал коронным стилем поэтов, идущих в авангарде творчества. Эти прогрессивные творцы считали, что свободный стих должен быть столь же популярен, как и классические формы стихотворчества. Есть и другие мнения – Т. Элиот утверждал, что у автора свободного стиха есть лишь одна обязанность – писать хорошие стихи, а В. Бурич противопоставлял свободные стихи обычным. По мнению Бурича, классические стихотворения, с рифмой, размером или тем и другим олицетворяют искусственность, а вот вольный стих – это сама естественность.
Верлибр стал популярен в 19 столетии в Европе благодаря известным поэтам из Германии, Франции и Англии. А вот в русской поэзии вольный стих получил прописку лишь в начале 20 столетия. В советскую эпоху поэты писали стихи на основе верлибра с середины 1950-х годов. По-настоящему модным свободный стих стал, что весьма символично, во время горбачёвской перестройки (точнее говоря, переломки) и в лихие 1990-е годы, когда у народа возникла иллюзия свободы и вседозволенности.