Сарказм
В античной Греции формировались многие ныне известные поэтические стили, в их числе – сатирический. В обычной сатире насмешка была просто злой или умеренно-злой. Когда насмешка доходила до высшей степени злости, можно было говорить об особой разновидности сатире – сарказме.
С помощью сарказма поэты Древней Греции, а также их коллеги из Древнего Рима, беспощадно бичевали как пороки общества, так и своих заклятых недругов.
Сарказм всегда был коронным оружием поэтов, выступавших против косности мышления, лицемерия, шарлатанства и мошенничества. Среди драматургов 17 столетия Мольер особенно часто пользовался сатирой и нередко пускал в ход сарказм. Классикой жанра стала стихотворная пьеса, направленная против засилья разного рода святош, прикрывающих религией низменные цели (в том числе и ростовщичество).
Среди русских поэтов 19 столетия сарказм впервые появился в творчестве Пушкина. Беспощадная насмешка, превращающая объект осмеяния в ничтожество, направлялась в первую очередь против Екатерины II и Александра I Павловича – монархов, взошедших на трон в результате убийства (Екатерина была замешана в убийстве мужа, Александр – в убийстве отца).
Лермонтов стал первым поэтом, в чьём творчестве сарказм стал одной из ключевых тем (а чего ещё ждать от язвительного поэта-скептика?). Сарказм есть и в некоторых творениях Козьмы Пруткова.
Роль сарказма в творчестве советских поэтов неодинакова. В стихах Маяковского сарказм – главное оружие, направленное против бюрократии, капитализма и… неизбежного взросления/старения государства (увы, поэт-новатор страдал геронтофобией, то есть страхом состариться, и это стало причиной самоубийства Маяковского). У других поэтов сарказм был оружием второстепенным.
В песнях Высоцкого сарказм встречался не очень часто – для этого певца были типичны юмор, ирония, обычная сатира. А вот в творчестве Галича сарказм – частый гость (признаки сарказма – ругательства, типичные для советских лагерей).