Критика для творца — конец пути?

ЗАПИСЬ В БЛОГЕ

Влад из Санкт-Петербурга
Автор
Влад из Санкт-Петербурга

Великие и самокритика.

Как часто можно услышать от человека-творчество такие слова как:- «То, чем я занимаюсь — полное говно» или же — « Сколько бы я ни старался, мои картины\стихи\песни отвратительны, я ничего не умею, лучше бы я сдох». Так говорят не только малоизвестные творческие люди, но так рассуждал и Франц Кафка, который опубликовал лишь несколько коротких произведений и привлек весьма скромное внимание критиков. Съедаемый сомнениями, он сжег огромное количество своих работ и, зная, что у него осталось совсем мало времени из-за состояния здоровья, попросил своего близкого друга Макса Брода не читая уничтожить все черновики с его работами, после его смерти.

 

Франц Кафка (1983г. — 1924г.) 

Так же считал и Клод Моне, который в 1908 году, как раз перед выставкой в Париже, на которой он собирался представить множество новых картин с изображениями водяных садов, уничтожил все свои полотна. Три года он трудился над этими картинами, а сама выставка уже была подготовлена и разрекламирована. Однако когда Моне взглянул на результат, он почувствовал, что все не так, как нужно. Он схватил нож и кисть, набросился на полотна и уничтожил по меньшей мере 15 крупных работ. И это вовсе не весь список подобных «преступлений».

Клод Моне (1840г. -1926г.)

Почему так происходит?

На мой взгляд, зачастую это происходит из-за негативной критики к работам самого творца. Как критики извне, так и собственной. Как говорила актриса театра и кино, народная артистка СССР и лауреат трёх Сталинских премий -Фаина Раневская:

«Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности»

Раневская была очень самокритичным человеком и никогда этого не скрывала.

– У Завадского в театре были три сестрицы. Верка Марецкая – ткачиха, я Бабариха, а Орлова хоть Гвидона и не родила, но по заморским странам все время болтается.
– А почему вы-то Бабариха?
– Из-за жопы.

Фаина Раневская (1896г.— 1984г.)

Но в этом случае мы видим здесь здоровую самокритику, которая скорее позволит улучшить свои навыки, нежели «критика курильщика», которая приведет либо к прокрастинации, либо к депрессии. А может и вообще к убийству в себе таланта. В любом случае, критика должна содержать в себе констркутивность, информативность и объективность, которая бы способствовала улучшению навыков творца, нежели критика ради критики.

Какая критика лучше?

Во-первых, советую воздержаться от общения с людьми, которые критикуют вас для того, чтобы задеть, даже если это ваши родственники. Как говорится:

«Настоящего художника может обидеть каждый, а материально поддержать - никто»

Так же советую не спрашивать впечатление людей, которые и вовсе не смыслят в том, чем вы занимаетесь. Такой человек лишь будет восхваляться вашим творчеством, что бы вы ему не показали. Такой вид критики не приведет вас к ничему, кроме как к тому, что вы зазнаетесь и прекратите двигаться вверх в вашем любимом деле, считая что уже достигли того, что люди обожают ваше творчество. Такая критика напоминает современное искусство:

Что бы вы не сделали, они будут считать это шедевром.

Так все же, какой критики стоит придерживаться? На мой взгляд, было бы не плохо найти группу людей по вашим интересам, не исключено, что их негативная критика будет просто плодом зависти, но все же там будут и люди, которые смогут дать вам здоровой и конструктивной критики. Второй вариант — это при публикации своих работ стоит слушать (ВНИМАНИЕ!) только общую картину критики, а не прислушиваться только к хейтерам, только потому что вам кажется, что они правы. И не стоит совсем отказываться от мнения людей. Это также может привести вас к творческому застою. Но самый лучший критик это все-таки вы сами. Ваш внутренний цензор, будет говорить вам про ваши недостатки, но вы не спешите ругать себя, а прислушайтесь к нему, что он говорит, например: — «боже, это самые кривые линии, которые я видела» или «этот текст совсем не интересен, он слишком краток» и т.д. И исправляйте эти ошибки.

Подытожим.

Творцом быть нелегко. Современный мир так и норовит сказать нам, что у нас нет шансов. Многие родители сразу отбивают тягу к творчеству, потому что — «на творчестве далеко не уедешь». В начале пути мы всегда стоим перед большим риском и полной безызвестностью. Но, если в нас есть хоть капля стремления внести в этот мир что — то новое, это самое прекрасное, что мы можем сделать для этого мира. Не дайте любой критике вас сломить. Принимайте её как должное. У всего есть поклонники и хейтеры.

Удачи :)